Автономная
Некоммерческая
Организация
Торгово-промышленная палата Российской Федерации
«Союзэкспертиза»
Член Международной Федерации Инспекционных Агентств «IFIA»

По годам

19.06.2009 18 июня 2009 года в Деловом центре ТПП РФ состоялось заседание круглого стола на тему: «Актуальные вопросы продвижения и защиты брендов от подделок».
В мероприятии приняли участие советник председателя подкомитета по экономике и инновациям в сфере профессионального искусства и интеллектуальной деятельности Комитета Государственной Думы РФ по культуре Семенов А.В., заместитель начальника 11 отдела по линии БЭП ГУВД по г. Москве Черных В.Б., заместитель генерального директора ООО «Союзпатент» Залесов А.В., советник генерального директора  АНО «Союзэкспертиза» ТПП РФ Сиваков О.Г., секретарь Межведомственной экспертной комиссии по защите от контрафактной продукции АНО «Союзэкспертиза» ТПП РФ Бубнова М.С., начальник отдела технического сервиса ЗАО «Сан Кемикэл» Красавцев С.А., а также эксперты Торгово-промышленной палаты РФ, представители Московской ТПП, отраслевых ассоциаций, представители российских и зарубежных предприятий и компаний, СМИ.
Приветственным словом открыл заседание советник генерального директора  АНО «Союзэкспертиза» ТПП РФ,  член Комитета по безопасности предпринимательской деятельности ТПП РФ Сиваков О.Г. Он подчеркнул актуальность рассматриваемой тематики и необходимость  координации усилий государства, делового сообщества и общественных организаций в решении поставленных задач по продвижению комплексной защиты брендов от подделки.
На заседании круглого стола были заслушаны выступления основных докладчиков, которые делились опытом работы по данному направлению.
В ходе мероприятия между его участниками развернулась широкая дискуссия по вопросам обеспечения комплексной защиты от подделок отечественных производителей - правообладателей товарных знаков. Также представителями БЭП ГУВД по г. Москве были предоставлены участникам круглого стола на ознакомление образцы изъятой поддельной продукции (парфюмерия, швейцарские часы и др.). Специалистом в области защитных технологий была продемонстрирована работа специальных детекторов для защиты, идентификации и отслеживания торговой марки (брэнда), рассмотрен международный опыт внедрения многоуровневых защитных решений.
По итогам круглого стола участники пришли к общему мнению о важности обсуждаемой проблематики и решили продолжить начатую совместную работу при участии всех заинтересованных российских государственных, общественных и деловых структур.
 
Материалы круглого стола: «Актуальные вопросы продвижения и защиты брендов от подделок»:
- программа круглого стола;
- резолюция круглого стола;
- информационная справка.



Защита бренда от подделки.
Система добровольной сертификации «ЗАЩИТАСЕРТ».
Проект программы «Производители против подделки»

Как всем хорошо известно, сильный бренд и его репутация обеспечивают компании успех на новом рынке. Тем не менее, серьезным препятствием на пути  продвижения бренда может стать его подделка. Широкое распространение на рынке подделок одна из актуальных проблем, которая наносит не только финансовый урон компании-производителю, но и серьезно подрывает репутацию торгового бренда, так как производители контрафактной продукции совершенно не заботятся о его качестве, а также это напрямую может угрожать жизни конечного потребителя.
От подделки еще недавно страдали только раскрученные мировые бренды.  На сегодняшний день эта проблема коснулась и владельцев российских брендов. Например, таких как: компания «Лукойл» – синтетические масла; компания Московский завод Кристалл - водка «Путинка»; ОАО «АВТОВАЗ» - автокомпоненты; и т.д. Как правило: чем выше известность, тем больше вероятность  угрозы контрафакта.
Проблема становится еще более острой на фоне обсуждаемого вступления России в ВТО и общей интеграции нашей страны в мировое  сообщество и, как следствие, необходимости перехода на международные стандарты, подтверждающие прозрачность и эффективность национального рынка, приверженности его участников общепринятой практике ведения бизнеса, защиты прав интеллектуальной собственности.
Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) непосредственным образом скажется на процессе формирования систем сертификации в нашей стране и подтолкнет к расширению спектра сертификационных услуг в разных сферах предпринимательства.
        
В мировой практике добровольная сертификация оказывает существенное воздействие, как на важнейшие показатели экономики государств, так и непосредственно на взаимоотношения потребитель – производитель.Одним из наиболее важных российских достижений в данной области является разработанная и внедренная система добровольной сертификации защищенной от подделки продукции «ЗАЩИТАСЕРТ», сертифицирующим органом которой является АНО «Союзэкспертиза» ТПП РФ, ООО «Центр консалтинга и сертификации».
      Система «ЗАЩИТАСЕРТ» реализует на практике положения Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в части, касающейся защиты потребителей от некачественной и (или) опасной для жизни, здоровья продукции.
Система «ЗАЩИТАСЕРТ» создана в целях выполнения следующих основных задач:
§        предотвращение выпуска низкокачественной и незащищенной от контрафакта и злоупотреблений продукции, в том числе с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации, товарных знаков и иной продукции с  применением различных элементов защиты от подделок;
§        формирование у потребителей продукции, руководства организаций – изготовителей и других заинтересованных сторон уверенности в том, что продукция (технологии изготовления) соответствуют требованиям законодательства и иных нормативных актов Российской Федерации, технологическим требованиям международных, межгосударственных, национальных стандартов Российской Федерации, заявленным внутренним стандартам организации;
§        повышение уровня безопасности здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, содействие экономической безопасности государства путем всеобщего распространения универсального защитного комплекса как эффективного метода защиты продукции от подделки на всех уровнях ее обращения;
§        роста конкурентоспособных преимуществ добросовестных производителей;
§        внедрение системы оперативного мониторинга контрафакта;
§        подготовка, обучение и сертификация специалистов.
Стоит заметить, система добровольной сертификации «ЗАЩИТАСЕРТ» - это уникальная самостоятельная система, не имеющая на сегодняшний день аналогов.
Построена в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000, имеет в своей основе комплексный подход, исходя из которого, в обеспечение уровня защищенности продукции, сертифицируется:
- защитный комплекс изделия;
- защитные технологии, в том числе международные;
- учетная и режимная системы;
- признаки подлинности;
- приборы контроля;
- уровень квалификации персонала в области защиты продукции от подделки и т.д.
Ключевым моментом в данной системе сертификации являются разработанные и утвержденные стандарты, на соответствие которым проводится проверка в процессе сертификации. Перечислим основные из них:
·        Регламент оценки уровня защищенности упаковки, этикетки, маркировки и документации.
·        Каталог защитных материалов и технологий. Классификатор приборов контроля.
·        Единый идентификатор защищенной продукции.
         Возможность практического использования обозначенных стандартов, несомненно, имеет важное значение, поскольку содержат информацию обо всех аспектах защиты товара или документа, что позволяет выявить ключевые сильные и слабые стороны примененного защитного комплекса.
         Основным стандартом является «Регламент оценки уровня защищенности упаковки, этикетки, маркировки и документации», на базе которого выделяют следующие критерии защищенности продукции:
1.Ассортиментная принадлежность
2.Технические характеристики продукта
3. Условия реализации продукции
4.Режимно-технологическая  структура защитного комплекса продукции и др.
             На сегодняшний день сложилась ситуация, когда отсутствует единая концепция и стратегия защиты отечественных производителей - владельцев брендов от проблемы подделок. Ни одна отдельно взятая защита не в состоянии обеспечить универсальность защиты продукции от подделки. К защите бренда необходимо подходить комплексно, понимая, что это не только словесная часть - название, но и целый комплекс отличительных признаков, как-то: цветографическая концепция, дизайн упаковки и т.д.
Известно множество форм и видов защиты (тангирные сетки, бар-коды, магнитная полоса, нумерация, технология «Скрытое изображение», машиночитаемые технологии, радиочастотные метки,  голограммы, вплавляемых этикеток - технология  ин-молд и т.д.), а также их возможных комбинаций (сочетаний) и методов экспертной оценки, что приводит к появлению разнообразных организационно-технических алгоритмов контроля подлинности.
В масштабах  национального рынка без унификации методов проверки подлинности (соответственно, и унификации защитного комплекса) такое разнообразие организационно-технических схем не реализуемо, в принципе сводит к нулю эффективность защитных мер. (Бренд может иметь хоть 100 степеней защиты, но без знания как их проверить - впустую потраченные усилия и средства).
Основу унифицированной системы составляет Универсальный Защитный Комплекс (УЗК). УЗК - защитный комплекс продукции, гарантирующий ее защиту от всех видов фальсификации и злоупотреблений и обеспечивающий устойчивую идентификацию продукции  на всех уровнях ее обращения.
Рассмотрим конкретный пример функционирования УЗК на всех уровнях товарного обращения. Существует три уровня обращения:
- уровень неконтролируемого окружения,
- уровень контролируемого окружения,
- экспертный уровень.
К первому уровню относится потребитель товара, соответственно, в данном случае мы рассматриваем объявленные защиты. Второй уровень включает в себя организаторов обращения продукции; для проверки подлинности товара применяются сертифицированные защиты, неизвестные потребителю. Третий уровень формируют специалисты в области контроля подлинности продукции, в распоряжении которых имеются все необходимые приборы для идентификации скрытых защит. Кроме того, эксперты также располагают всеми необходимыми сведениями о защитных решениях, применяемых на двух других уровнях.
Рассмотрим пример производителя продуктов питания и алкогольной продукции. Для данных видов товаров необходимы различные средства защиты, так как экономическая эффективность от их подделки различная. Алкогольную продукцию подделывать, соответственно, выгоднее, чем продукты питания, поэтому и защитный комплекс для них будет различным. Очевидно, что в случае с продуктами питания на создание защитного комплекса необходимо затратить гораздо меньше средств, чем в случае с алкоголем.
В то же время, уровни обращения в обоих случаях примерно одинаковые. Для потребительского окружения должны быть применены такие виды защит, как:
·     голограмма
·     ароматизированные элементы
·     красящие вещества, которые меняют цвет в зависимости от угла освещения, а также другие защитные признаки .
В свою очередь, для идентификации подлинности на уровне контролируемого окружения используются защитные технологии, требующие приборного контроля.
Соответственно, на экспертном уровне рассматриваются все приведенные выше защиты, а также скрытые технологии, которые известны только представителям данного уровня. Контролем подлинности на данном уровне занимаются специализированные сертификационные центры, а также правоохранительные органы (криминологическая экспертиза).
УЗК включает в себя все перечисленные виды защит и представляет собой целый комплекс мер, которые работают лишь в совокупности, а не отдельно.
Модель защитного комплекса должна учитывать потенциальную возможность фальсификации, возможный период ее появления. И соответствующее обновление защитного комплекса изделия в режиме реального времени (по аналогии с обновлением антивирусных программ по мере появления новых вирусов).
            Понимая важность решения вопросов по защите отечественных брендов, АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ, объединив усилия с ООО «Центр консалтинга и сертификации» разработали проект программы для добросовестных производителей «Производители против подделки».   
             Необходимость защищать свой бренд вытекает из все более возрастающей ответственности производителя перед потребителем. Защита бренда прежде всего заключается в создании уверенности, что потребитель приобретает именно данный продукт, а не подделку.
             В рамках проекта предусмотрено оказание помощи (предусмотрены бесплатные консультации) производителям в построении защиты их продукции от подделки и является своеобразным модулем безопасности для предпринимателей.  Обеспечение защиты товара от подделки вообще, в том числе упаковки, как важного элемента товарного бренда, в частности, следует рассматривать как составную часть системы управления качеством выпускаемой продукции. Качество защиты обуславливает защиту качества.
      Среди основных целей программы  выделим следующие:
1. Противодействие распространению на отечественном рынке контрафактной продукции.
2.  Защита потребителей от последствий промышленной контрафакции.
3. Профилактика контрафакта посредством нормативной законодательной защиты товаров и услуг от фальсификации.
4 Разработка и внедрение организационно-технических решений безопасного обращения товаров и услуг на отечественном рынке.
     5.Разработка системных решений многоуровневого потребительского контроля подлинности товаров и услуг.
                    Союз «Производители против подделки» обеспечит информационно-консалтинговую и методическую поддержку производителей товаров и услуг; организационные взаимодействия с государственными, общественными организациями, правоохранительными органами в формировании межведомственных программ противодействия контрафакту защиту прав и интересов правообладателей путем их представления в судах.                
           Важно также, что нами создан один из реальных механизмов для обеспечения  интересов добросовестных производителей  и позволяет если не полностью  решить проблему контрафакта, то хотя бы снизить ее остроту.
            В заключении отметим, что координация усилий государства, производителей и потребителей по противодействию контрафактному бизнесу – единственно реальный путь к решению рассматриваемой проблемы и построению цивилизованных рыночных отношений на международном уровне.